Specialty

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

Тенденции развития сестринского дела значительно усиливают роль медицинской сестры в современной системе здравоохранения. Первоначально медицинская сестра относилась к среднему медицинскому персоналу, считалась помощником врача и осуществляла сестринский уход по назначению врача. В настоящее время современные теории сестринского дела, основанные на научном подходе и доказательных практиках представляют медицинскую сестру в качестве равноправного партнера врача, который принимает самостоятельные сестринские решения, планирует и осуществляет доказательный сестринский уход, отражая его в сестринской документации. Сейчас партнерство врача и медицинской сестры заключается в том, что врач оказывает пациенту врачебную помощь, а медицинская сестра сестринскую помщь, работая в рамках мультипрофессиональной команды специалистов здравоохранения для повышения эффективности качества медицинской помощи на всех уровнях здравоохранения.

Именно поэтому во всем мире специалисты сестринского дела в настоящее время проходят подготовку не только на уровне базового технического и профессионального образования, но также и в рамках бакалавриата, магистратуры и докторантуры по сестринскому делу.

Медицинская сестра общей практики осуществляет доврачебную медицинскую и медико – социальную помощь, при этом предоставляет следующие формы медицинской помощи:

  • Первичную медико – санитарную помощь;
  • Стационарную помощь;
  • Медицинскую помощь при чрезвычайных ситуациях;
  • Восстановительное лечение и медицинскую реабилитацию;
  • Паллиативную помощь и сестринский уход.

При оказании медицинской помощи выполняет следующие манипуляции:

  • Проводят самостоятельный прием больных в пределах своей компетенции, регламентируемой уполномоченным органом в области здравоохранения;
  • Принимают участие в динамическом наблюдении за больными с хроническими формами заболеваний в пределах своей компетенции, регламентируемой уполномоченным органом в области здравоохранения;
  • Проводят доврачебный осмотр, в том числе профилактический, с записью в амбулаторной карте в пределах своей компетенции, в том числе измерение АД, пикфлоуметрия, термометрия, экспресс – глюкометрия, ВГД, антропометрия;
  • Выписывают рецепты на бесплатные препараты в рамках ГОБМП для диспансерных больных по назначению врача;
  • Проводят обслуживание вызовов на дому;
  • Проводят патронаж беременных и новорожденных, а также детей до 1 года в пределах своей компетенции, регламентируемой уполномоченным органом в области здравоохранения;
  • Проводят иммунизацию в рамках Национального календаря прививок и по эпидемиологическим показаниям;
  • Проводят санитарно – противоэпидемические (профилактические) мероприятия в очагах инфекционных заболеваний;
  • Осуществляют этапы обработки изделий медицинского назначения;
  • Проводят раскладку, раздачу и контроль приема лекарственных средств;
  • Применяют лекарственные средства в нос, глаза, уши, наружно, ректально, вагинально, ингаляционно;
  • Выполняют внутримышечные, внутрикожные, подкожные инъекции, инъекции с масляным раствором;
  • Проводят лабораторные исследования с использованием экспресс – методов и приборов экспресс – диагностики;
  • Осуществляют сестринский процесс в терапии, педиатрии, хирургии, акушерстве и гинекологии;
  • Осуществляют предоперационную подготовку пациента, послеоперационный уход за пациентом;

ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

Фельдшер работает на станциях скорой помощи, в фельдшерско-акушерских пунктах, в лечебных, профилактических учреждениях.

Виды профессиональной деятельности фельдшера:

  • Участие в лечебно – диагностической, первичной медико – санитарной помощи пациентам различных возрастных групп в условиях стационара, поликлиники, врачебных амбулаторий, фельдшерско – акушерских пунктов, центров Первичной медико – санитарной помощи;
  • Оценка состояния пациента и оказание неотложной доврачебной медицинской помощи  при острых заболеваниях и несчастных случаях;
  • Соблюдение санитарно – гигиенического и противоэпидемиологического режимов в медицинских организациях;
  • Медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения;
  • Использование новых информационных технологий, методов, приемов средств, передача и хранение информации;
  • Участие в реабилитации пациента, и совместно с органами социальной защиты и службами милосердия принимать участие в организации помощи и устройство в дома – интернаты, хосписы одиноких, престарелых, инвалидов и хронических больных;
  • Сотрудничество с пациентами и их семьями, соблюдение прав пациента и проведение мер по укреплению и поддержанию здоровья населения различных возрастных групп;
  • Консультирование населения по вопросам факторов риска для здоровья пациента (физических, психических, социальных, экологических и др.) и по вопросам уменьшения их влияния на здоровье;
  • Обучение пациента и его семьи вопросам поддержания здоровья в различные возрастные периоды, уход;
  • Осуществление консультаций по вопросам кормления детей раннего возраста (грудное вскармливание, прикорм), психосоциального развития, закаливания, подготовке детей к детским дошкольным учреждениям, школе, профессиональной ориентации;
  • Осуществление консультаций по вопросам нервно – психического развития, иммунопрофилактики, диспансерного наблюдения детей различного возраста;
  • Осуществление диагностики и дифференциальной диагностики с использованием современных методов исследований, а так же лечение и профилактика часто встречающихся заболеваний у детей;
  • Оформление нормативной медицинской документации в организациях ПМСП;
  • Профилактика заболеваний и пропаганда здорового образа жизни.

ФАРМАЦИЯ

Вид профессиональной деятельности выпускника – фармацевта:

  • Общая фармацевтическая: осуществление оптово – розничной торговли фармацевтической продукции;
  • Производственная: изготовление лекарственных средств в аптечных условиях;
  • Информационно – аналитическая;
  • Информационно – консультативная;
  • Маркетинговая;
  • Инновационная.

Фармацевты могут осуществлять профессиональную деятельность под контролем специалистов с высшим образованием.

СТОМАТОЛОГИЯ ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ

Вид профессиональной деятельности выпускника – зубного техника:

  • Участие в зуботехнической помощи пациентам различных возрастных групп в зуботехнических лабораториях;
  • Оценка состояния пациента и оказание неотложной доврачебной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях;
  • Соблюдение санитарно – гигиенического и противоэпидемического режимов в организациях здравоохранения;
  • Медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения;
  • Использование новых информационных технологий, методов, приемов средств;
  • Сотрудничество с пациентами и их семьями, соблюдение прав пациента и проведение мер по укреплению и поддержанию здоровья населения различных возрастных групп;
  • Консультирование населения по вопросам факторов риска для здоровья пациента (физических, психических, социальных, экологических) и по вопросам уменьшения их влияния на здоровье;
  • Обучение пациента и его семьи вопросам поддержания здоровья в различные возрастные периоды;
  • Изготовление зубных протезов с использованием современных методов;
  • Оформление нормативной медицинской документации в стоматологических организациях;
  • Профилактика стоматологических заболеваний и пропаганда здорового образа жизни.