ТЕМИРТАУСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ НА ПУТИ К СОВЕРШЕНСТВУ EFQM
С.П. Брамонтова, директор
Т.С. Орёл, менеджер по качеству
ЧУ «Темиртауский медицинский колледж»
В любой действующей организации, независимо от формы собственности, сферы деятельности, размера, структуры и зрелости, существует система управления. Чтобы быть конкурентоспособной и динамично развиваться, организация должна иметь модель управления, отвечающую современным требованиям.
Частное учреждение «Темиртауский медицинский колледж» является пионером среди медицинских колледжей Республики Казахстан по вопросам внедрения систем менеджмента качества. В 2007 году в колледже внедрена и сертифицирована система менеджмента качества, соответствующая СТ РК ИСО 9001-2001, которая в 2012 году была усовершенствована до итегрированной системы менеджмента. В 2017-2018 учебном году успешно реализован план перехода на новую версию стандарта, подтверждением которого являются положительные итоги внешнего аудита системы менеджмента качества и выдача сертификата соответствия требованиям СТ РК ISO 9001-2016.
На пути к устойчивому развитию Темиртауский медицинский колледж в 2013 году выбрал Модель Совершенства европейского фонда менеджмента качества (EFQM), в основе которой лежат принципы Глобального Договора ООН. Принципы EFQM в сочетании с логикой RADAR дают уверенность в том, что все используемые нами практики формируют гармоничную систему менеджмента, которая постоянно улучшается и развивается. Модель Совершенства EFQM и логика RADAR позволяют руководству колледжа анализировать и адекватно оценивать причинно-следственные связи между запланированными целями и показателями и достигнутыми результатами, реагировать на изменение внутренней и внешней среды, разрабатывать и реализовывать проекты улучшений в рамках выработанной стратегии.
Модель совершенства EFQM включает в себя 9 критериев, 5 из которых отражают работу организации по совершенствованию своей деятельности: лидерство руководства, стратегию организации, персонал, партнерство и ресурсы, процессы и услуги. Четыре критерия отражают реальные достижения организации: результаты для потребителей, результаты для персонала, результаты для общества, результаты для бизнеса.
В январе 2018 года по итогам внешнего ассессмента системы менеджмента, интегрированной с Моделью совершенства EFQM, колледж подтвердил соответствие уровню «Признанное совершенство» («Recognized for Excellence»), 3 звезды».
Внедрение Модели Совершенства EFQM в ЧУ «Темиртауский медицинский колледж» является свидетельством того, что:
- колледж видит своё будущее и реализует стратегию развития;
- проявляет гибкость в управлении и способность быстро реагировать на изменения внутренней и внешней среды;
- признает персонал одной из главных своих ценностей, имеет возможности мотивировать, обучать персонал, вознаграждать и признавать заслуги работников;
- планирует и управляет взаимодействием с внутренними и внешними партнерами;
- разрабатывает, управляет и улучшает образовательные услуги таким образом, что в результате повышается ценность для потребителей и других заинтересованных сторон;
- добивается выдающихся результатов в вопросах удовлетворения потребностей студентов, персонала и общества.
В результате внедрения системы менеджмента качества и Модели Совершенства EFQM достигнуты следующие результаты:
- Рост контингента студентов колледжа в 2017 году составил 48% по сравнению с 2007 годом (диаграмма 1).
Диаграмма 1
- Рост удовлетворенности потребителей качеством образовательной услуги в 2017 году составил 99,5%, что на 1,7% выше показателя 2016 года и на 3,5% выше показателя 2007 года. Низкая вариабельность показателя удовлетворенности потребителей качеством обучения свидетельствует о стабильности работы в данном направлении (диаграмма 2).
Диаграмма 2
Рост удовлетворенности потребителей качеством образовательной услуги
за период 2007-2017 г.
- Показатель удовлетворенности работодателей качеством подготовки молодых специалистов за 11- летний период неоднократно достигал отметки 100%, в том числе в 2016 и 2017 году. Минимальный показатель на уровне 91,3% наблюдался в 2007 году, т.е. в первый год внедрения системы менеджмента качества. Устойчивость показателя подтверждает качество предоставляемых образовательных услуг ЧУ «Темиртауский медицинский колледж» (диаграмма 3).
Диаграмма 3
Рост удовлетворенности работодателей качеством подготовки специалистов
за период 2007-2017г.
- Показатель трудоустройства выпускников вырос с 71% в 2007 году до 89% в 2017 году. Рост показателя трудоустройства свидетельствует о востребованности и конкурентоспособности выпускников ЧУ «Темиртауский медицинский колледж».
- За годы постоянного совершенствования менеджмента колледж обрел финансово-экономическую устойчивость, позволяющую регулярно осуществлять рост заработной платы и увеличение премиального фонда для стимулирования персонала, значительно укрепил материально-техническую базу, расширив площадь основного здания, организовав офис информационных технологий, открыв собственную аптеку для реализации дуального обучения студентов специальности «Фармация».
- Структурированный подход оценки собственной деятельности и реализация проектов улучшений позволил нам в 2013 году получить признание Европейского фонда менеджмента качества в номинации «Стремление к совершенству», в 2014 году – награду Азиатского континента (AQN) за совершенство и лучшую практику в области менеджмента качества, в 2016 году перейти на следующую ступень совершенства «Три звезды».
- .Ежегодно Колледж входит в число победителей бизнес – рейтинга по Карагандинской области, что подтверждает финансово-экономическую устойчивость организации.
- Набирает вес общественное признание колледжа. В 2012 и в 2016 годах колледж вошел в национальную энциклопедию «Одаренные дети – будущее Казахстана».
- Благодаря эффективной системе управления колледж в 2017 году успешно прошел процедуры институциональной и специализированной аккредитации. По итогам проверки колледж аккредитован сроком на 5 лет, что свидетельствует о признании аккредитационным органом соответствия предоставляемых колледжем образовательных услуг установленным требованиям стандартов аккредитации, об их качестве и подтверждении наличия эффективных механизмов его повышения.