Специальности

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

Тенденции развития сестринского дела значительно усиливают роль медицинской сестры в современной системе здравоохранения. Первоначально медицинская сестра относилась к среднему медицинскому персоналу, считалась помощником врача и осуществляла сестринский уход по назначению врача. В настоящее время современные теории сестринского дела, основанные на научном подходе и доказательных практиках, представляют медицинскую сестру в качестве равноправного партнера врача, который принимает самостоятельные сестринские решения, планирует и осуществляет доказательный сестринский уход, отражая его в сестринской документации. Сейчас партнерство врача и медицинской сестры заключается в том, что врач оказывает пациенту врачебную помощь, а медицинская сестра сестринскую помощь, работая в рамках мультипрофессиональной команды специалистов здравоохранения для повышения эффективности качества медицинской помощи на всех уровнях здравоохранения.

Именно поэтому во всем мире специалисты сестринского дела в настоящее время проходят подготовку не только на уровне технического и профессионального образования, но также и в рамках бакалавриата, магистратуры и докторантуры по сестринскому делу.

Медицинская сестра общей практики осуществляет доврачебную медицинскую и медико – социальную помощь, при этом предоставляет следующие формы медицинской помощи:

  • первичную медико – санитарную помощь;
  • стационарную помощь;
  • медицинскую помощь при чрезвычайных ситуациях;
  • восстановительное лечение и медицинскую реабилитацию;
  • паллиативную помощь и сестринский уход.

При оказании медицинской помощи пациентам медицинские сестры выполняют следующие мероприятия:

  • проводят самостоятельный прием больных в пределах своей компетенции, регламентируемой уполномоченным органом в области здравоохранения;
  • принимают участие в динамическом наблюдении за больными с хроническими формами заболеваний в пределах своей компетенции, регламентируемой уполномоченным органом в области здравоохранения;
  • проводят доврачебный осмотр, в том числе профилактический, с записью в амбулаторной карте в пределах своей компетенции, в том числе измерение АД, пикфлоуметрию, термометрию, экспресс – глюкометрию, измерение ВГД, антропометрию;
  • выписывают рецепты на бесплатные препараты в рамках ГОБМП для диспансерных больных по назначению врача;
  • проводят обслуживание вызовов на дому;
  • проводят патронаж беременных и новорожденных, а также детей до 1 года в пределах своей компетенции, регламентируемой уполномоченным органом в области здравоохранения;
  • проводят иммунизацию в рамках Национального календаря прививок и по эпидемиологическим показаниям;
  • проводят санитарно – противоэпидемические (профилактические) мероприятия в очагах инфекционных заболеваний;
  • осуществляют этапы обработки изделий медицинского назначения;
  • проводят раскладку, раздачу и контроль приема лекарственных средств;
  • применяют лекарственные средства в нос, глаза, уши, наружно, ректально, вагинально, ингаляционно;
  • выполняют внутримышечные, внутрикожные, подкожные инъекции, инъекции с масляным раствором;
  • проводят лабораторные исследования с использованием экспресс – методов и приборов экспресс – диагностики;
  • осуществляют сестринский процесс в терапии, педиатрии, хирургии, акушерстве и гинекологии;
  • осуществляют предоперационную подготовку пациента, послеоперационный уход за пациентом.

ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

Фельдшер работает на станциях скорой помощи, на фельдшерско-акушерских пунктах и в других медицинских организациях.

Виды профессиональной деятельности фельдшера:

  • участие в лечебно – диагностической, первичной медико – санитарной помощи пациентам различных возрастных групп в условиях стационара, поликлиники, врачебных амбулаторий, фельдшерско – акушерских пунктов, центров Первичной медико – санитарной помощи;
  • оценка состояния пациента и оказание неотложной доврачебной медицинской помощи  при острых заболеваниях и несчастных случаях;
  • соблюдение санитарно – гигиенического и противоэпидемиологического режимов в медицинских организациях;
  • медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения;
  • использование новых информационных технологий, методов, приемов средств, передача и хранение информации;
  • участие в реабилитации пациента, и совместно с органами социальной защиты и службами милосердия принимать участие в организации помощи и устройство в дома – интернаты, хосписы одиноких, престарелых, инвалидов и хронических больных;
  • сотрудничество с пациентами и их семьями, соблюдение прав пациента и проведение мер по укреплению и поддержанию здоровья населения различных возрастных групп;
  • консультирование населения по вопросам факторов риска для здоровья пациента (физических, психических, социальных, экологических и др.) и по вопросам уменьшения их влияния на здоровье;
  • обучение пациента и его семьи вопросам поддержания здоровья в различные возрастные периоды, уход;
  • осуществление консультаций по вопросам кормления детей раннего возраста (грудное вскармливание, прикорм), психосоциального развития, закаливания, подготовке детей к детским дошкольным учреждениям, школе, профессиональной ориентации;
  • осуществление консультаций по вопросам нервно – психического развития, иммунопрофилактики, диспансерного наблюдения детей различного возраста;
  • осуществление диагностики и дифференциальной диагностики с использованием современных методов исследований, а так же лечение и профилактика часто встречающихся заболеваний у детей;
  • оформление нормативной медицинской документации в организациях ПМСП;
  • профилактика заболеваний и пропаганда здорового образа жизни.

ФАРМАЦИЯ

Вид профессиональной деятельности выпускника – фармацевта:

  • общая фармацевтическая: осуществление оптово – розничной торговли фармацевтической продукции;
  • производственная: изготовление лекарственных средств в аптечных условиях;
  • информационно – аналитическая;
  • информационно – консультативная;
  • маркетинговая;
  • инновационная.

Фармацевты могут осуществлять профессиональную деятельность под контролем специалистов с высшим образованием.

СТОМАТОЛОГИЯ ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ

Вид профессиональной деятельности зубного техника:

  • участие в зуботехнической помощи пациентам различных возрастных групп в зуботехнических лабораториях;
  • оценка состояния пациента и оказание неотложной доврачебной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях;
  • соблюдение санитарно – гигиенического и противоэпидемического режимов в организациях здравоохранения;
  • медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения;
  • использование новых информационных технологий, методов, приемов средств;
  • сотрудничество с пациентами и их семьями, соблюдение прав пациента и проведение мер по укреплению и поддержанию здоровья населения различных возрастных групп;
  • консультирование населения по вопросам факторов риска для здоровья пациента (физических, психических, социальных, экологических) и по вопросам уменьшения их влияния на здоровье;
  • обучение пациента и его семьи вопросам поддержания здоровья в различные возрастные периоды;
  • изготовление зубных протезов с использованием современных методов;
  • оформление нормативной медицинской документации в стоматологических организациях;
  • профилактика стоматологических заболеваний и пропаганда здорового образа жизни.

ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА 

Основная цель программы: подготовка практико-ориентированных специалистов сестринского дела, способных критически анализировать информацию, эффективно управлять ресурсами и осуществлять безопасный пациент центрированный уход на основе доказательной сестринской практики.

Требования к поступлению на программу прикладного бакалавриата: общее среднее образование (11 классов) или законченное техническое и профессиональное образование по специальности «Сестринское дело» со стажем работы не менее 3 лет.

  • осуществлять безопасный пациент-центрированный сестринский уход, принимать ответственность за независимые решения, действия и управление персоналом;
  • решать практические задачи в сестринской и доврачебной области деятельности, применяя творческий подход, самостоятельно разрабатывать и выдвигать различные, в том числе альтернативные варианты решения проблем сестринской и доврачебной области деятельности с применением теоретических и практических знаний;
  • осуществлять оценку и коррекцию сестринской и доврачебной деятельности;
  • планировать и выполнять научные исследования в сестринском деле, внедрять их результаты в клиническую практику, применять технологии безопасной доказательной сестринской практики при оказании пациент-центрированного сестринского ухода;
  • применять широкий спектр клинических навыков и технологий для обеспечения безопасного и пациент-центрированного сестринского ухода в соответствии со стандартами операционных процедур и доказательными сестринскими руководствами;
  • участвовать в разработке управленческих решений по повышению эффективности работы медицинской организации;
  • определять потребности пациента и его семьи, их собственные ресурсы для сохранения здоровья и оказания самопомощи;
  • нести ответственность за собственное обучение, повышение квалификации и обучение младшего медицинского персонала в сестринской и доврачебной области деятельности, использовать новые знания и технологии в своей профессиональной деятельности.